Газораспределительный механизм выполняет очень ответственную функцию в работе двигателя, благодаря ему, в двигатель своевременно поступает горючая смесь с воздухом, а также осуществляется выпуск отработанных газов, полученных в результате сгорания смеси.
Взаимосвязь распределительного вала ГРМ и коленвала может быть построена тремя способами:
- Цепным приводом;
- C помощью зубчатого ремня;
- Используя зубчатые шестерни.
Основным преимуществом цепного привода является его надежность, однако его конструкция сложна, а его цена является достаточно высокой. При обрыве цепи высок риск повреждения других узлов, а также механизмов, по причине того, что составные металлические элементы при разрыве цепи с высокой скоростью сталкиваются с другими элементам и могут повредить их. Основными узлами, которые могут быть повреждены, являются поршни и клапана двигателя, что может потребовать его капремонт.
Конструкция привода на ремне существенно проще цепного привода, однако последствия от его разрыва также весьма существенны. При ослаблении натяжения ремня, он может перескочить на один или несколько зубцов шестерни, что в лучшем случае затруднит пуск двигателя, а в худшем случае может деформировать поршневую группу и клапана, что потребует капитального ремонта.
В рядовых случаях, частота замены ремня ГРМ составляет 90 000 — 100 000 км., цепной же привод (цепь ГРМ) подлежит обслуживанию каждые 200 000 км или не реже, чем раз в шесть лет, либо замена вообще не регламентирована.